8 декабря 2016 года в стенах нашей академии состоялось уже традиционное "Виртуальное путешествие в педагогическое прошлое" с участием студентов факультета начального образования, специалистов библиотеки и сотрудников учебно-методического отдела. В этот раз в когорту педагогов-юбиляров вошел наш современник, украинский педагог-новатор, легенда, обладатель педагогического "Оскара", народный учитель СССР, Николай Николаевич Палтышев. 

Николай Николаевич Палтышев

Народному учителю 70 лет

В Украине всего четыре педагога отмечены званием народного учителя СССР. Николай Николаевич был удостоен его в 41 год, а средний возраст награждаемых этим званием учителей составлял 63 года. Палтышев ввел в учебный процесс поэтапную систему обучения, получившую распространение во всех республиках бывшего Союза, а также в Японии, Франции, Германии, на Кубе, в Монголии, Вьетнаме, Чехословакии. Первым в стране он начал проводить уроки-спектакли с применением музыки, поэзии и живописи. Причем показательные открытые уроки Николай Николаевич проводил во многих уголках Украины, в других республиках Союза и за границей.

Молодой инженер, выпускник местного технологического института, в 1971 г. стал преподавателем в среднем профтехучилище (потом окончил физико-математический факультет Одесского пединститута).

 

Сначала занятия проводил традиционно. Результаты были неутешительные. Как известно, в профтехучилище контингент учащихся набирался из числа выпускников восьмилетних школ, не особенно отягощенных знаниями. И неудивительно, что курс физики за среднюю школу для большинства давался с трудом. Такая ситуация не устраивала пытливого преподавателя. Анализируя ее, Н. Н. Палтышев увидел общую причину: учащиеся не имеют общеучебных умений и навыков! То же самое наверняка было причиной слабых успехов еще в общеобразовательной восьмилетке. 

Найдено первое направление преодоления кризиса с успеваемостью. Н.Н. Палтышев для этого использует разные приемы: и общие советы, и индивидуальные консультации, и хоровое заучивание, и проговаривание и т.п.      

Неуспех в учении, как известно, ведет к потере у ученика интереса к нему, отсутствию любознательности. Второе направление определилось так: абстрактно-теоретический курс физики надо превратить в теоретико-прикладной. Для этого были подвергнуты разностороннему анализу учебные программы токарного, слесарного дела, материаловедения, электротехники и других профессионально-профилирующих учебных предметов. Оттуда был взят тот материал, который непосредственно относится к курсу физики. 

 

Так благодаря межпредметным связям можно было составить рабочую программу курса физики, в которой ее общие положения для учащихся уже не казались абстрактными и ненужными, как было до сих пор. Они увидели служебную роль этого предмета, помогающего овладению техническими и технологическими вопросами профессии, построенной с учетом законов физики. Это был вариант того самого контекстного обучения, о котором мы писали чуть ранее. Возникла и укреплялась у учащихся любознательность, интерес к учению, менялось их отношение к физике в положительную сторону. Так произошел поворот в мотивах учения учащихся. 

Пытливый педагог заметил также, что в учебниках физики нечетко выражен и не подразделен основной и второстепенный материал, иногда учащемуся трудно выделить систему знаний. Н.Н. Палтышев из всего курса предыдущих лет выделил то, что нужно для заучивания. И оказалось, что не так уж много — только 17 основных понятий и формул, которые нужно знать из пройденного. И 4-6 уроков было достаточно, чтобы их выучить! А коль скоро есть база знаний, то остальной материал уже был посилен для усвоения и по объему, и по сложности. Так пришел успех в преодолении кризиса в учении.   

Палтышев использовал и некоторые другие приемы, стимулирующие учащихся в учебном процессе: дифференцированное обучение, взаимоконтроль и взаимооценку учащихся и др. Впоследствии он назвал все эти подходы поэтапной системой обучения, предусматривающей ликвидацию пробелов школьной подготовки учащихся:

1) формирование учебных умений;

2) развитие познавательного интереса к учению;

3) активизация самостоятельной, творческой деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний, умений и навыков.

Как ученый-педагог он осмысливал и собственную практику, и опыт ряда педагогических коллективов и на этой основе пришел к выводу: вся учебно-воспитательная система базируется на законе педагогической гармонии.

Этот закон Николай Николаевич формулирует так: "Педагогическая гармония — это закон педагогики, приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся от ощущения гармонии при обучении и, в познании окружающего нас мира". Определение длинноватое, его сразу и не запомнишь, но сущность и идея верны и перспективны: в учебно-воспитательном процессе все не только взаимосвязано, но и взаимодействует в общем согласии, гармонии.

 

 

Источник информации: http://paidagogos.com/?p=116#hcq=WwRA1Mp

В программе работы виртуального путешествия был продемонстрирован видеофильм "Исповедь", в котором сам Николай Николаевич вспоминает о своей жизни, о творческих взлетах, огромном педагогическом успехе, и, к огромному сожалению,  о своем одиночестве. 

Студентки факультета начального образования Т. Бобрус и  Д. Бритченко (21 ш) рассказали об основных этапах педгогической деятельности Николая Николаевича, а также о научно-методических достижениях педагога, его изданных трудах.